Пророчества о воскресении ХристаВетхозаветные пророчества о Христе антиномичны: темы страдающего Мессии и грядущего во славе Царя часто сменяют одна другую. Наиболее отчётливо это выражено в пророчестве Исаии (Ис.53):
|
Он был презрен и умален пред
людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице
свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его…Но Он изъязвлен был
за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на
Нем, и ранами Его мы исцелились…Он истязуем был, но страдал добровольно и
не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец
пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. …
когда же душа Его принесет
жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня
благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет
смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой,
оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть
между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу
Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе
грех многих и за преступников сделался ходатаем.
|
|
Воскресением Христа из мёртвых разрешается и другая антиномия: Мессия есть обычный человек и бессмертный Бог: Пс.2, 44, 109, 9:6, Иер.23:5, Мих.5:2, Мал.3:1. Пророчества о вечном Царстве Израиля понимаются как возглавление Христом, пребывающим после Вознесения в вечности, Церкви в земной истории, а также как предсказания о Втором пришествии: Быт.49:1, 2Цар.7:13, Пс.131:11, Дан.7:13-14.
В день Пятидесятницы ап.Пётр в первой проповеди христианской Церкви говорил о пророчествах в псалмах Давида (Деян.2:22-36):
|
Иисуса Назорея…вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
Ибо Давид говорит о Нем: …Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
|
|
Типологическое толкование Библии рассматривает исторические события Ветхого Завета как прообразы событий Нового Завета, так по словам св. ап. Павла, ветхозаветный закон был «детоводителем ко Христу» и «тенью будущих благ» (Гал.3:24; Евр.10:1). События ветхозаветной Пасхи — Исхода евреев из Египта представляет наиболее ёмкие прообразы Воскресения Христа, в частности:
- Ангел, видя знаки крови пасхального жертвенного агнца на дверях еврейских домов, проходит мимо (Пасха — досл. евр. «проходить мимо»), из-за чего еврейские первенцы спасаются — это есть прообраз спасения всех людей Кровью Христа как Агнца закланного за грехи мира.
- С другой стороны, прообразом самого пасхального (избавительного) агнца является овен, которого обнаружил Авраам на горе Иегова-ире (досл. «Бог узрит») Быт.22:1-18, а жертва Авраама своим сыном как прообраз жертвы Бога-Отца Сыном, избавление Исаака символизирует воскресение.
- Прохождение через стихию, как напр. переход евреев через море и погубление фараона, также является прообразом воскресения, обновления, перехода из старого «плотского» Египта в новую жизнь. То же относится к первому празднованию Пасхи после перехода через пустыню перед входом в Землю обетованную.
В качестве прообраза Своего будущего воскресения Христос говорит, что «не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы-пророка ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:39-40). Вообще, до страданий, Христос пророчествовал ученикам о Своей будущей смерти и воскресении трижды, но апостолы не понимали смысла сказанного.
|